38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раздел 5. Специальные возможности операционной системы для людей с ОВЗ.

Содержание

Специальные возможности компьютера и мобильных устройств

Специальные возможности позволяют людям с физическими нарушениями более эффективно использовать существующие технологии. Например, опция экранного диктора прочитает текст вслух для слабовидящих людей, а функция распознавания речи поможет управлять компьютером посредством голосовых команд для лиц с ограниченной подвижностью. Мы познакомим вас с некоторыми общими специальными возможностями. А также обсудим вспомогательные устройства, которые вы можете подсоединить к компьютеру для более эффективной работы с ним.

Общие специальные возможности

Несмотря на то, что некоторые специальные функции требуют загрузки дополнительного программного обеспечения (ПО), многие из них уже предустановленны в операционную систему вашего компьютера или мобильного телефона. Здесь приведены всего лишь несколько инструментов специальных возможностей, которые вы можете обнаружить на своём устройстве.

Инструменты для слабовидящих и незрячих пользователей. Такая функция, как преобразование «текста – в – речь» позволяет прослушать текст, который отображён на экране. Другие возможности, например функция высокой контрастности или увеличенные в размерах указателя мыши, помогут людям с плохим зрением лучше и чётче рассмотреть отображаемую картинку.

Инструменты для слабослышащих и глухих пользователей. Скрытые субтитры помогут преобразовать аудиодорожки, встроенные в видео, в текст. Монофонические акустические системы могут передавать правый и левый звуковой сигнал, поэтому пользователи, которые не слышат одним ухом, никогда не пропустят ни слова из диалогов.

Инструменты для пользователей с ограниченной физической подвижностью. Сочетание клавиш быстрого доступа удобно для многих людей, но особенно оно полезно для тех, кто испытывает трудности с манипуляцией мышью. Для пользователей, кто физически не может удержать несколько клавиш одновременно, предусмотрен такой режим, как «залипание клавиш». Он позволяет активировать значок не одновременным, а последовательным нажатием комбинации клавиш.

Использование специальных возможностей

Большинство компьютеров и мобильных устройств поступают в продажу со встроенными утилитами специальных возможностей. Однако, чтобы воспользоваться этими опциями, их следует активировать. Давайте разберёмся в том, где располагаются эти сервисы на вашем устройстве.

В операционной системе Windows откройте меню системных настроек (панель управления в Windows 8 и ранее), а затем нажмите на вкладку «Специальные возможности».

В операционной системе МАС OS X откройте меню системных настроек и нажмите вкладку «Универсальный доступ» или «Accessibility» ( «Universal Access» в более старых версиях).

На мобильном устройстве под управлением операционной системы Android или iOS откройте меню настроек, затем найдите пункт «Специальные возможности». На аппаратах, использующих iOS, вы найдёте нужную вкладку в категории «Общие настройки».

Специальные возможности в браузерах

Большинство браузеров также включают в себя параметры специальных возможностей. Обычно их можно обнаружить в настройках.

Перед тем как установить данные настройки, попробуйте воспользоваться функцией масштабирования. Это простой способ облегчить прочтение веб-страниц. Опция работает аналогично в большинстве браузеров. Если вы пользуетесь браузером в операционной системе Windows, вы можете увеличить или уменьшить масштаб страницы, нажав на Ctrl+ или Ctrl- (удерживайте клавишу Ctrl одновременно нажимая + или -). Если вы работаете в операционной системе Мас, нажмите сочетание Command+ или Command-.

Чтобы вернутся к установкам масштаба страницы по умолчанию, нажмите Ctrl+0 (удерживайте Ctrl и нажмите клавишу с цифрой 0). В операционной системе Мас нажмите сочетание клавиш Command+0.

Справочная информация о специальных возможностях в программном обеспечении

Существует намного больше специальных возможностей, которыми вы можете воспользоваться в зависимости от вашего типа компьютера и программ, в которых вы работаете. Нижеприведенные ресурсы перенаправят вас к специальным функциям некоторых наиболее часто используемых программ.

Специальные возможности продуктов Microsoft (https://support.microsoft.com/ru-ru/products/windows-accessibility?os=windows-10). Здесь вы найдёте информацию о последних разработках компании Microsoft для людей с ограниченными возможностями, а также справочную информацию по вопросам о специальных возможностях операционной системы Windows и пакета программ Microsoft Office.

Специальные возможности продуктов Apple (https://www.apple.com/ru/accessibility/). По этому адресу находится сайт компании Apple, который познакомит вас со специальными режимами в Mac, iPod, iPhone и iPad. Здесь вы также можете найти вспомогательные документы касательно специальных функций.

Специальные возможности продуктов Google (https://www.google.com/accessibility/). Это ссылка на сайт компании Google, на котором вы можете познакомиться со специальными возможностями телефонов и планшетов под управлением Android, а также браузера Chrome.

Специальные возможности браузера Firefox (https://support.mozilla.org/ru/kb/funkcii-dostupnosti-v-firefox-zastavte-firefox-i-v). Это официальный сайт компании Mozilla с информацией об особых функциях браузера Firefox.

AppleVis (https://www.applevis.com). Информационный интернет–портал с советами, рекомендациями и обзором продуктов для слабовидящих и незрячих пользователей продуктов Apple.

Вспомогательная и реабилитационная техника

Как видите, различное программное обеспечение может значительно облегчить работу на компьютере и сделать её более доступной для пользователей с ограниченными физическими возможностями. Тем не менее некоторые особые функции требуют установки дополнительного оборудования или технических средств реабилитации. Большинство таких вспомогательных приспособлений похожи на клавиатуры и микрофоны. Это внешние устройства, которые подключаются к основному компьютеру. Здесь мы приведём несколько наиболее общих типов вспомогательных технологий, с которыми вы можете столкнуться.

Экранная лупа. Это устройство можно расположить поверх монитора компьютера в целях обеспечения постоянного увеличения отображаемой на нём картинки. Сегодня большинство людей используют программную лупу, установленную в операционной системе для просмотра содержимого страниц, но внешние увеличительные приборы остаются всё ещё востребованными.

Альтернативная клавиатура. Для людей, испытывающих трудности с использованием стандартной клавиатуры, существует обширный ряд альтернативных устройств ввода-вывода. Например, пользователи могут приобрести клавиатуры с увеличенными в размерах клавишами, которые легче увидеть и нажимать. Они также могут купить клавиатуры с альтернативным расположением клавиш, обеспечивающих ввод данных при помощи одной руки или ограниченным количеством пальцев.

Периферийные устройства управления. Специальные переключатели помогут людям с ограниченной подвижностью использовать технологии при минимальных движениях, таких как поворот головы или выдыхание воздуха. Адаптивные мыши и клавиатуры позволят пользователям с ограниченными возможностями взаимодействовать с компьютером даже в том случае, если они не могут пользоваться периферийными устройствами управления при помощи рук.

Друзья, поддержите нас! Поделитесь статьёй в социальных сетях:

Раздел 5. Специальные возможности операционной системы для людей с ОВЗ.

Специальные возможности и технологии помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья облегчить работу на персональном компьютереи получить больший объем информации. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

К параметрам специальных возможностей относятся:

· Экранная клавиатура на компьютере

· Настройка изображения на экране

· Упрощение работы с мышью

· Упрощение работы с клавиатурой

· Настройка альтернативных звуку возможностей

· Настройка высокой контрастности

Это базовый набор программ и возможностей, во многом он не совершенен и уступает специализированным средствам сторонних разработчиков.

Специальные возможности и приложения в Windows расположены в центре легкого доступа. Расположен он ПускПанельуправленияЦентр специальных возможностей(рис. 1.1).

Рис. 1.1. Окно Центра специальных возможностей

Также вы найдете там ссылки на анкету (рис. 1.2), которая поможет Windows предложить вам полезные параметры:

Использование компьютера без дисплея. Windows поставляется с базовым средством озвучивания текста, который называется «Экранный диктор». Диктор читает вслух текст, который отображается на экране. В Windows также существуют настройки для предоставления звуковых описаний видео и управления появлением диалоговых окон.

Облегчение просмотра информации на экране. Существует несколько параметров, которые могут облегчить восприятие информации на экране. Например, экран можно увеличить лупой, можно настроить цвета для облегчения чтения и восприятия экрана, а также можно удалить лишние фоновые рисунки и анимацию.

Использование компьютера без мыши и клавиатуры. В Windows можно включить экранную клавиатуру, которую можно использовать для ввода текста. Кроме того, можно использовать средство распознавания речи, чтобы управлять компьютером с помощью голосовых команд, а также диктовать текст в программах.

Облегчения пользования мышью. Можно изменить размер и цвет указателя, а также управлять мышью с клавиатуры.

Облегчения пользования клавиатурой. Можно настроить Windows на работу с мышью или клавиатурой таким образом, чтобы было легче нажимать клавиши, проще вводить текст и игнорировать случайные нажатия клавиш.

Использование текстовых и визуальных альтернатив звука. Windows может заменить два типа аудиоинформации визуальными соответствиями. Можно заменить системные звуки визуальными предупреждениями, а также можно отображать текстовые подписи для устных диалогов в мультимедийных приложениях.

Облегчение чтения и ввода текста. Есть несколько параметров, которые могут облегчить чтение и ввод текста. Приложение «Экранный диктор» может читать информацию, которая появляется на экране. Кроме того, можно настроить ответ клавиатуры на определенные нажатия клавиш и управлять отображением определенных визуальных элементов.

Рис. 1.2. Полезные параметры

Для установления оптимальных для вас параметров запустите утилиту «Рекомендуемые Windows параметры» (рис. 1.3) и ответьте на вопросы мастера.

Рис. 1.3. Окно запуска и настроек специальных возможностей

Внимательно прочитайте вводную часть в первом из 5 шагов (рис. 1.4). Отметьте внизу близкую к вам проблему и нажмите кнопку «Далее». И таким же образом пройдёте остальные 4 шага настройки параметров.

Рис. 1.4. Рекомендуемые Windows параметры

Утилиту Оптимизация изображения на экране (рис. 1.5) позволяет настроить переход на высококонтрастную тему при нажатии клавиш , а также включить экранный диктор, который будет озвучивать все, что происходит на экране.

Рис. 1.5. Оптимизация изображения на экране

Экранная лупа позволяет увеличить любой участок экрана (рис. 1.6). Переместите ее в любую часть экрана. При наведении мышки на саму лупу, вы увидите окно, позволяющее увеличить или уменьшить масштаб (кнопки «плюс» и «минус»).

Рис. 1.6. Окно экранной лупы

Рис. 1.7. Параметры экранной лупы

Включённая «Экранная лупа» займёт место в верхней части экрана,
по горизонтали. Загрузившись «Экранная лупа» занимает приблизительно четвёртую верхнюю часть экрана, по горизонтали. Не имеет обычных, для всех приложений и программ, кнопок управления окном (свернуть, развернуть, закрыть). При наведении мышку на объект (текст, изображение), который хотите увидеть в увеличенном виде и наверху, в «Экранной лупе», отразится увеличенный объект. «Экранная лупа» будет занимать верхнюю часть экрана постоянно. И не убирается в «трей». Дополнительно занятое место на экране «Экранной лупой» оставляет слишком мало места для контента (содержимого) рассматриваемого сайта, поэтому если «Экранная лупа» нужна лишь иногда – лучше включать её по мере необходимости.

Читать еще:  Root Dashi — рут права на Android без ПК!

Чтобы сменить вид отображения экранной лупы, нужно через её настройку, нажать Виды и выбрать вместо Закреплено, например Увеличение или Во весь экран. Вы можете выбрать масштаб, на сколько будет выполнено увеличение.

«Экранный диктор» — озвучивает только на английском языке (рис. 1.8). Выберите команду Пуск  Все программы  Стандартные  Специальные возможности  Экранный диктор и щелкните по кнопке Настройка голоса — в списке будет только английский язык, к сожалению. Конечно, в процессе работы диктор больше мешает, чем помогает, но если у пользователя действительно плохое зрение, экранный диктор пришелся бы весьма кстати.

Рис. 1.8. Окно и настройка экранного диктора

Выбрав утилиту Изменение параметров мыши, вы можете выбрать более крупный указатель мыши. Также вы можете включить упрощенное управление окнами, когда окно будет активироваться при наведении на него указателя мыши (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Изменение цвета и размера указателя мыши

В категории «Оборудование и звук» можно в утилите Мышь можно перенастроить кнопки под управление мышью левой рукой (чтобы щелчок правой кнопки мыши воспринимался системой, как щелчок левой кнопкой и наоборот). Там же можно изменить скорость выполнения двойного щелчка и включить залипание мыши, что позволяет перетаскивать объекты без удерживания нажатой кнопки мыши. (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Настройка указателя мыши

Если вам трудно нажимать одновременно сложные комбинации клавиш, например, , то вы можете включить залипание клавиш, что позволяет нажимать клавиши по очереди — сначала Ctrl, потом Alt, затем — Del. Для этого запустите утилиту Изменение параметров клавиатуры на странице «Облегчение работы с клавиатурой». (рис. 1.12) и включите режим залипания клавиш.

Рис. 1.12. Настройка облегчения работы с клавиатурой

Далее щелкните на кнопке Настройка залипания клавиш и установите параметры залипания (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Настройка залипания клавиш

Можете включить «Управление указателем с клавиатуры».
Этот параметр позволяет вместо мыши для перемещения указателя —
использовать клавиши со стрелками на клавиатуре или блок
цифровых клавиш.

«Включить озвучивание переключений режимов». При включении этого параметра будет озвучивание переключений режимов. Предупреждающий сигнал каждый раз при нажатии клавиш CAPS LOCK, NUM LOCK или SCROLL LOCK. Эти сигналы помогут предотвратить ошибки из-за случайного нажатия этих клавиш.

«Включить фильтрацию ввода». Можно настроить Windows игнорировать быстрые кратковременные нажатия клавиш или те, которые без необходимости производятся в течение нескольких секунд.

«Подчеркивать сочетания клавиш и клавиши быстрого доступа». Этот параметр упрощает доступ к элементам управления с клавиатуры в диалоговых окнах с помощью выделения клавиш быстрого доступа для элементов управления в них. Дополнительные сведения о сочетаниях клавиш можно найти в разделе «Сочетания клавиш».

Из «Центра специальных возможностей». вы можете настроить оповещение так, чтобы использовать текст или визуальные объекты вместо звука.

Windows предоставляет параметры для использования визуальных подсказок вместо звуков во многих программах. Эти параметры можно настроить на странице «Использование текста или зрительных образов вместо звуков».

Вы можете «Включить визуальное оповещение о звуковых сигналах».
Оповещения о звуках заменяют системные звуки визуальными подсказками, такими как вспышка на экране. Таким образом, можно заметить системные предупреждения, даже если они не слышны. Можно также выбрать способ оповещений о звуках.

«Отображать субтитры в речевых диалоговых окнах».
Этот параметр позволяет ОС Windows отображать субтитры вместо звуков. Чтобы информировать о событиях, происходящих во время работы на компьютере (например, начало или окончание печати документа).

Утилиты позволяют запустить распознавание речи и настроить ваш микрофон соответственно. Но, к сожалению, у вас ничего не получится, так как Windows не поддерживает распознавание речи русского языка.

«Экранная клавиатура» на компьютере также относится
к «Специальным возможностям» ОС Windows (рис. 1.14).

Если у вас случилась неприятность с обычной клавиатурой
на компьютере (ноутбуке) – сломалась, отключилась, а вам
некогда ждать, надо срочно напечатать сообщение – поищите
на своём компьютере «Экранную клавиатуру».

Для одноразового подключения «Экранной клавиатуры» нажимаем ПускВсе программыСтандартныеСпециальные возможностиЭкранная клавиатура.

Рис. 1.14. Окно экранной клавиатуры

«Экранная клавиатура» достаточно большого размера и удобна. Если пользоваться ею постоянно – к ней можно привыкнуть и обходиться без обычной клавиатуры.

Для переключения клавиатуры с русского на английский – используйте

значки RU и EN на панели задач компьютера (ниже экрана).

А если вы хотите, чтобы «Экранная клавиатура» выходила постоянно, вместе с загрузкой Windows, то Пуск  Все программы  Стандартные  Специальные возможности  Центр специальных возможностей. Включить Экранную клавиатуру и внизу нажать ссылку Вывести все параметры.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1301 ;

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Читать еще:  Подробный обзор моделей А5 и А5s от OPPO — технические характеристики, достоинства и недостатки

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Специальные условия для дошкольников с ОВЗ по Аооп: специальные коррекционные подходы

Ирина Владимировна Берова
Специальные условия для дошкольников с ОВЗ по Аооп: специальные коррекционные подходы

Специальные условия для дошкольников с ОВЗ:

специальные коррекционные подходы (принципы, методы и приемы)

обучения и воспитания

Специальные условия по АООП

-Специальные программы (адаптированные к особенностям)

-Специальные (коррекционные) приемы и методы обучения.

-Коррекционная направленность всего процесса обучения и воспитания

-Использование коррекционных принципов в работе с детьми с ОВЗ

-Специальные подходы в работе с разными категориями детей с ОВЗ

-Специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования,

-Предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего детям необходимую техническую помощь,

-Специальная организация среды и режима обучения

-Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами

Индивидуализация обучения строится на поиске оптимальных методических приемов обучения для данного конкретного ребенка с ОВЗ

в соответствии с клиническими проявлениями нарушения

Специальные подходы:

Коррекционная направленность всего образовательного процесса

-Развивающая направленности образовательного процесса

-Ориентация его на развитие личности

-Постепенное расширение «зоны ближайшего развития»

-Учет особых образовательных потребностей;

-Учёт индивидуальных особенностей – индивидуальный подход

ТНР – общее недоразвитие речи

ЗПР – задержка психического развития

НОДА – нарушение опорно-двигательного аппарата

РАС – расстройства аутистического спектра

УО – интеллектуальные нарушения, умственная отсталость

Нарушения слуха (глухие, слабослышащие)

Нарушения зрения (слепые, слабовидящие)

ТМНР (сложная структура нарушения (дефекта)

Ведущие специалисты

НОДА – Учитель-дефектолог + мед. специалисты

Нарушения слуха – учитель -дефектолог –сурдопедагог

Нарушения зрения – учитель-дефектолог — тифлопедагог

Характеристика группы детей с ТНР

Нарушены ВСЕ компоненты речи:

Фонетика, слоговая структура слова

А также: нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание, нарушения голоса

Психологическая база речи не развита (воспритятие, внимание, память, мышление)

Недостаточность речевой регуляции действия;

У детей с ЗПР нарушены:

1. Восприятие и мышление

2. Познавательная деятельность

3. Игровая деятельность

6. Эмоционально-волевая сфера

Нарушения опорно-двигательного аппарата:

Заболевания нервной системы: ДЦП, полиомиелит

Врождённая патология ОДА

3. Приобретённые заболевания — повреждения ОДА

Характеристика группы детей с НОДА

Ведущий дефект – двигательный

У них отмечается:

Замедленность формирования психических процессов

Познавательное развитие снижено

Возможные нарушения при НОДА

Недоразвитие интеллекта (ЗПР, УО)

Специальные условия по АООП:

Отличие специальных методов обучения и воспитания

Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые для детей с ОВЗ,

является их коррекционно-развивающая направленность.

Специальные методы

Методы предотвращения наступления утомления (методы активации деятельности)

Методы активизация познавательной деятельности

Подача учебного материала малыми порциями

Максимальна развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

Многократная повторяемость материала

Особые требования к инструкции педагога

Специальные методы

Пропедевтическое предварение изучаемого материала

Опора на образец и совместное выполнение

Динамичность, с частой сменой вида деятельности

Чередование разных форм активности

Разнообразие, разноплановость деятельности ребенка

Постоянный контакт с родителями

Методы педагогической поддержки

Вариативность, гибкость методов

Методы предотвращения наступления утомления (активации деятельности)

Чередование умственной и практической деятельности

Преподнесение материала небольшими порциями

Использование интересного красочного дидактического материала, максимальной наглядности

Интересные и полезные физкультминутки (нетрадиционные: су-джок технологии,

точечный массаж, артикуляционная гимнастика)

Особые требования к инструкции педагога

Повторение инструкции (при необходимости)

Инструкции четкие, немногословные, короткие, ясные

Избегать многоступенчатых инструкций

Методы стимулирования и активизации познавательной деятельности

Игровые формы, методы, приемы

Нетрадиционные формы обучения:

Путешествия по сказкам

Интегрированные занятия (математика+физкультура)

Эмоциональная речь педагога

Подгрупповые формы работы (малые подгруппы)

Разнообразный выбор форм деятельности

Методы привлечения максимальной наглядности

Обучающие фильмы и мультфильмы, анимация

Альтернативные формы представления материала

Презентации или слайды

Методы привлечения максимальной наглядности

Использование картинного материала

Использование преимущественно природной и натуральной наглядности

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения действий);

Методы активации речи

Развернутое проговаривание действий (комментирование)(педагог)

Оречевление (вербализация) деятельности (дети)

Метод опорных схем-рисунков

Метод планирования высказывания (совместное составления плана высказывания) с помощью различных опор;

обучение планированию высказывания (выделению главного, второстепенного, дополнительного в высказывании)

Графический, рисуночный план — аналог внутренней смысловой программы связного сообщения и опорой при рассказывании.

Методы активации речи

Специальная организация словарной работы

Коммуникативная направленность процесса обучения

(диалоги, беседы, обсуждения, театрализованная деятельность)

Постепенное наращивание лексического материала

Принцип оречевления (вербализации) замысла своего высказывания

Толкование незнакомых слов с использованием приемов, доступных ребенку

Создание ориентировочной основы

Активизация знаний и представлений

Наблюдение: обязательные экскурсии

Проекты (краткосрочные и долгосрочные)

Привлечение родителей в проекты

Учёт ведущего вида деятельности на этапе развития психики (на психологический возраст) (манипулятивная, игровая)

Методы педагогической поддержки

Создание «ситуации успеха»

Различные методы эмоциональной стимуляции

Различные виды разноуровневой помощи

Развитие веры в собственные силы и возможности;

Рукопожатие (прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);

Социальные методы стимулирования — использования общественного мнения, примера других детей, собственного примера

Методы эмоциональной стимуляции

Одобрение (мимикой, жестом, взглядом, словом)

метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

метод увлечения весельем — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;

Соблюдение здоровьесберегающих технологий

Перерывы для отдыха – физкультминутки;

мебель по росту

смена положения тела во время занятий (сидя, стоя, лежа)

временной режим – смена видов деятельности

возможность поменять положение тела в группе (на ковре, на мягких модулях)

на занятиях физкультуры – дыхательная гимнастика

задания на развитие мелкой моторики

Массажные шарики, коврики, дорожки

Обучение точечному массажу

Элементы детской йоги

Методы развития мышления (познавательного стимулирования)

Объяснение логики действий, комментирование

Проговаривание причинно-следственных связей

-называние частей предмета, формы, цвета и т. д.

Учить задавать вопросы педагогу, друг другу

Всегда отвечать на вопросы детей (удовлетворять познавательную потребность)

Рефлексивный подход

Рефлексия своих достижений в вербальной форме «Чему я уже научился», «Что еще плохо получается»,

«Над чем мне надо работать»

Рефлексия в конце занятия, в конце дня «Детский круг»

Спросить: «Что нового узнал? Что понравилось?»

Формы работы : включать детей с ОВЗ

«Спроси по цепочке; ответь по цепочке; по кругу; спроси, объясни – побуждающие к фразовому говорению

«Что еще ты хочешь узнать?»

Виды дифференцированной дозированной пошаговой помощи

организующая (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки,

Направляющая (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

Разнообразные виды дозированной помощи описаны в работах С. Я. Рубинштейн

простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

одобрение или стимуляция дальнейших действий,например: «хорошо»,«дальше»;

вопросы о том, почему ребенок совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

наводящие вопросы или критические возражения взрослого;

подсказка, совет действовать тем или иным способом;

демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить какое-то действие;

обучение тому, как надо выполнять задание.

(УЧИТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗЦЕ)

— эмоциональное одобрение, похвала,

настрой на работу.

1.Внешняя организация начала работы — вербальной в виде вопросов:

Ты понял, что тебе нужно сделать, повтори? Что тебе нужно сделать сначала?

2. Повтор инструкции.разделение многозвеньевой инструкции на части: Сначала тебе нужно выполнить, а потом ты сделаешь ….

3. Внешняя организация деятельности. Специальная организация рабочего места – убрать все лишнее, жестом указать на материал, сигнализировать о начале работы

1. Уточнение инструкции, ее повторение со смыловыми

2. Адаптация инструкции – перефразирование, визуальная

3. Наводящие вопросы. Совместное проговаривание плана

1. Совместное выполнение задания по вербальной пошаговой

2. Совместное выполнение задания по пошаговой

инструкции, сопровождаемое показом

3. Выполнение задания рука в руке

Только удовлетворяя особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

ОВЗ — что это такое? Как с этим жить?

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. дети с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ, детский сад).

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами. Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы. Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее. Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее. Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения.

Читать еще:  Что такое спам в телефоне?

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. адаптированная программа для детей с овз Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью.

Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector