17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое SmartAudio, как его использовать и как настроить

Содержание

990x.top

Простой компьютерный блог для души)

SmartAudio в автозагрузке — что это за программа? (относится и к SmartAudio CPL)

Всем привет. Заметили у себя в автозагрузке SmartAudio? И теперь не знаете что это, можно ли отключить.. или вообще удалить? Ребята, я сегодня об этом расскажу. Сам узнаю и вам расскажу. Вот что я выяснил — SmartAudio это какое-то фирменное ПО для настройки звуковых эффектов и эту инфу ребята я нашел на сайте Lenovo, так что инфа достоверная.

Эта прога SmartAudio у вас может быть на ноутбуке Lenovo, например модель IdeaPad U350. Вот один чел пишет, что у него беда — короче он любитель слушать качественный звук и вот при обновлении на десятку у него автоматом поставился драйвер SmartAudio HD. И вот прикол — он никак его не может удалить. И реестре что-то пробовал и через окно Программы и компоненты — ничего не получалось.. Делаем вывод — SmartAudio это какой-то драйвер звука и он может установиться автоматически через центр обновления Windows.

Ну а вот SmartAudio и в автозагрузке:

Можно ли его отключить? Я думаю что да, вряд ли могут быть какие-то ошибки. Если что — потом обратно включите. Зайти в автозагрузку просто, зажимаете Win + R, потом пишите команду:

И потом на вкладке Автозагрузка снимаете галочку. Если у вас Windows 10, то вас перекинет в диспетчер, там в принципе все почти также.

Хотите дам совет? Для всего что касается автозагрузки, чтобы там отключать что-то и получать куда больше информации, то я вам советую использовать прогу AnVir Task Manager, она бесплатная и оочень полезная. Вот как она выглядит:

Для отключения вроде нужно снять галочку и потом пункт будет в категории Карантин, откуда его можно и восстановить. В общем годная прога ,советую!. Еще советую вам прогу CCleaner — также качественная и там тоже легко можно что-то выключить из автозагрузки. Запускаете CCleaner, идете в Сервис, а там выбираете автозагрузка:

Далее выбираете пункт, например тот же SmartAudio и потом нажимаете кнопку Выключить:

Значок SmartAudio может быть и в панели управления:

Кстати на картинке вообще Windows XP, даже тогда уже была прога SmartAudio. Ну а вот как выглядит сама прога:

В общем обычная фирменная прога от производителя для его устройств =) Никакого особо функционала или качества в таких прогах я лично не встречал..

Ладно, я поискал нормальные картинки, теперь узнаем немного детальнее о проге SmartAudio HD, хотя сразу скажу — чудес в ней нет и польза от нее сомнительная. Это только программа, не драйвер, который может работать и без этой проги. Итак, вот смотрите, я вижу что в проге есть эквалайзер и всякие режимы работы звука — колонки или наушники:

То есть тут двигаете ползунки и звук подстраиваете под себя. Ползунки которые идут вначале отвечают за басс, а которые в конце.. ну в общем за высокие частоты. Басс это низкие частоты.

Вот на этой картинке мы видим что.. можно настроить разьем, то есть указать, для чего будет использоваться разьем? Для микрофона, наушников, или для гарнитуры? Все это указывается в настройках:

Вот еще картинка:

Тут видим есть регуляторы звука, правда не понял что это.. можно или каналы регулировать или что.. внизу вижу что можно менять также громкость микрофона. И также можно регулировать громкость левого и правого канала. В общем стандартные функции, которые есть почти у всех подобных программ.. =)

Вот ребята еще картинка.. и тут.. как я понимаю можно выбрать режим работы — или в режиме классическом, правда не знаю что это, или в режиме мульти-стрим:

Второе это может быть связано с записью видео и.. чтобы при этом работала гарнитура? Сори, точно сказать не могу =( Кстати если выбрать мульти-стрим то будет такое показано:

Вообще эффекты неплохие, красиво смотрится.

Еще какие-то настройки, какой-то Disable Headphone limiter:

Но что значит Disable Headphone limiter? Может это отключение какого-то ограничения для наушников? Может ограничение громкости?

Нашел такую картинку, которая говорит то драйвера и прогу SmartAudio можно установить через обновлялку драйверов DriverMax:

Хоть я такие проги и не очень люблю.. Получается что SmartAudio входит в состав драйверов для звуковой карты.

Вот я нашел картинку, но она не относится к теме, мне просто понравилось как сделан интерфейс программы:

Вот почему мировые производители типа Lenovo не могут делать тоже красивый интерфейс? Он постоянно как будто недоделанный или из прошлого века =(

Вы наверно можете меня спросить, а что такое SmartAudio CPL? Значит первое что мне пришло на ум — это запускальщик окна SmartAudio, так как CPL это расширение апплетов панели управления. Посмотрел в интернете — стоп, возможно что CPL расшифровывается просто как Common Public License. Тогда если у вас в автозагрузке SmartAudio CPL, то это означает что там прога SmartAudio с типом лицензии Common Public License, как-то так.

Еще я нашел такую картинку, возможно такое окошка запускается если нажать два раза по значку SmartAudio в панели задач:

Еще одно подтверждение, что SmartAudio это относится к звуку:

Вот ребята на этом и все, надеюсь что вам инфа была полезной, ну а если что не так — то уж извините! Удачи, берегите себя!

«Правильная» настройка эквалайзера на ПеКа

Дисклеймер: мопед не мой статья не претендует на научность и истинность. Здесь приводится взгляд обывателя, совсем чуть-чуть разбирающегося в звуковой аппаратуре. Кроме того, в этой статье я не даю советов по выбору колонок, звуковых карт и аудиопроигрывателей, а стараюсь добиться приемлемого звучания на той аппаратуре, которая есть, при этом избавившись от необходимости лезть в эквалайзер с каждой новой песней.

Все, кто имеет уши и хоть немного музыкального слуха, рано или поздно сталкиваются с тем, что звук, который они слышат из своих компьютерных колонок, им не нравится. У этого есть три причины:

1. Такой звук предусмотрен в самой записи;

2. Характеристики звуковой системы (звуковая карта, усилитель, колонки);

3. Индивидуальные особенности слуха.

И здесь на помощь нам приходит отличный инструмент — эквалайзер, который позволит настроить звуковую систему под любимую музыку и собственные предпочтения по звуку. Как он работает? Имеем следующее:

1. Музыка и вообще любой звук — это сочетание звуковых колебаний самых разных частот, в пределах от 20 до 20 000 Гц (таков диапазон звуковых частот, воспринимаемых типичным человеческим ухом).

2. Эквалайзер делит этот частотный диапазон на более-менее короткие отрезки, или полосы частот (не от 20 до 20 000, а от 20 до 500, например).

Простейший эквалайзер позволяет регулировать только низкие и высокие частоты, соответственно имея два регулятора, чуть посложнее уже будет регулировать низкие, средние и высокие, еще сложнее — низы, нижняя середина, верхняя середина и верха. Чем сложнее эквалайзер, тем больше у него регуляторов, больше полос, и тем точнее будет настройка характеристик звука. У эквалайзера Winamp, например, 10 полос, у AIMP — 18. Бывают и аппаратные эквалайзеры с огромной тучей регуляторов. Программные эквалайзеры имеют еще и несколько преднастроек (пресетов), которые настроены на определенный жанр музыки. Если вы нашли эти пресеты, выбрали понравившийся и вас все устраивает — то можете дальше не читать.

Литературы по настройке эквалайзера в интернете много, от совсем профессиональных до совсем непрофессиональных. Приведу одну из позабавивших меня цитат:

Кстати, я придерживаюсь принципа «Если не правильно, что-то в звуке вашего комплекта: усилитель + источник + акустика, то лучше поменять этот блок или поменять весь комплект и найти более лучший для себя звук, чем подстраивать частоты эквалайзером».

Отличный, просто гениальный совет! Кстати, можете ему последовать, если у вас есть возможность приобрести аппарат получше. А если денег совсем девать некуда, то можете еще купить провода с золотыми штекерами и под них — деревянные подставки по цене две тысячи баксов за штуку. Говорят, что помогает.

Улучшение звучания с помощью эквалайзера необходимо только тогда, когда одному или нескольким компонентам звука не хватает качества, но опять же не всегда помогает или акустика помещения вызывают определенные звуковые частоты (увеличивает или уменьшает).

Читать еще:  USB Audio Player PRO 5.3.0 [Paid]

Маразм крепчал, что называется. Зачем тогда какой-нибудь Динакорд к своим супер-мега колонкам и усилкам выпускает эквалайзер? Не уверены в качестве своей аппаратуры?

Но вернемся к нашим баранам. С чего начать настройку эквалайзера?

Во-первых, если на колонках есть регуляторы тембра, то выставьте их в нейтральное положение — к ним можно будет вернуться позже. Звук выставьте погромче, но не так, чтобы колонки хрипели (желательно это делать днем, и когда дома никого нет).

Теперь к программному эквалайзеру. в интернете чаще всего советуют выставить плоскую настройку (это когда все полосы выставлены на один уровень), чтобы был «плоский» звук. Насколько это правильно или неправильно — судить профессионалам, но здесь у нас становится актуальной вторая причина, почему звук может не нравиться, и это — характеристики колонок. Известно, что одни динамики дают более приятные басы, другие хорошо работают на высоких. В некоторых моделях колонок сочетаются несколько динамиков — обычно для средне-низких и высоких частот. Так вот, этот параметр называется Амплитудно-Частотной Характеристикой, или АЧХ. Эта характеристика показывает, какая частота при одинаковых входных данных звучит громче, а какая — тише. АЧХ имеет следующий вид (у меня колонки Microlab FC10, приведена АЧХ этих колонок):

(картинка взята с сайта про компьютерное железо)

Итак, я считаю, что плоский звук как раз должен выстраиваться в соответствии с АЧХ, поскольку в этом случае нам есть, от чего отталкиваться. Проще говоря, настройка эквалайзера должна зеркально отражать линию АЧХ. Точно мы настроить вряд ли сможем, но приблизительно попробуем. В случае с моими колонками плоский эквалайзер в AIMP будет выглядеть примерно так:

Вот мы и получили плоский звук в соответствии с АЧХ колонок. Теперь включаем любимую музыку начнем делать поправки на расстояние и акустические особенности окружения. Мои колонки стоят в полуоткрытой деревянной тумбочке, а дерево дает свою окраску звуку, и далеко не всегда приятную. В моем случае это была бубнящая середина — гул, которого быть не должно. Убираем.

Отступление: я чаще всего слушаю рок-музыку, но пресет Rock меня категорически не устраивает — там почему-то завалены именно те средние частоты, которые мне больше всего нравятся. Я люблю, когда гитары «рычат».

Теперь слегка прибавляем или убираем частоты по вкусу. Для более тонкой настройки отдельной полосы можно поступить так: задираем или опускаем в полный минус полосу, затем постепенно убавляя или прибавляя, находим наиболее комфортный уровень.

Важно! Не забываем прослушивать как можно больше музыки всех жанров, которые вы слушаете обычно, внося небольшие поправки в настройки эквалайзера по ходу прослушивания. Если при повторном прогоне плейлиста у вас не возникло вопросов к звуку, то настройку можно считать завершенной.

Теперь можно вернуться к регуляторам тембра на колонках, если таковые имеются, и слегка подстроить звук. Сохраните настройку эквалайзера, закиньте в какую-нибудь папочку, где вы храните личные файлы, или на облако. Вот, собственно и все. Вы получили приемлемый звук на имеющейся у вас аппаратуре, и вам больше не придется насиловать уши или перестраивать эквалайзер к каждому исполнителю/жанру по отдельности.

Что такое SmartAudio, как его использовать и как настроить

Вы наверняка слышали о SmartAudio, но не понимали, что это такое? И причем тут вообще аудио? В этой статье постараемся вам подробно объяснить, что это такое и для чего.

Что такое SmartAudio?

SmartAudio — это протокол связи между полетным контроллером и видеопередатчиком (VTX). Этот протокол был создан не так давно, в 2015 году компанией TBS.

Почему же в названии есть слово Audio? Дело в том, что протокол предназначен для совместного использования входного аудиосигнала видеопередатчика (VTX) вместе с линией управления от контроллера полета.

В последующее время, SmartAudio получил свой отдельный входной контакт к видеопередатчику, но название осталось прежним.

Прошивка Betaflight имеет возможность настраивать VTX через SmartAudio. Чтобы использовать SmartAudio, вам необходимо подключить выход VTX SmartAudio (выход СмартАудио на видеопередатчике) к выводу TX любого порта UART на полетном контроллере. SmartAudio будет работать через команды CLI, OSD Betaflight и сценарии LUA. Чтобы использовать скрипт LUA, вам нужен приемник FrSky с работающей телеметрией SmartPort. Экранное управление Betaflight SmartAudio работает с любым пультом управления. Таким образом, вы можете использовать СмартАудио на любой аппаратуре.

Как работает SmartAudio?

SmartAudio использует однопроводную полудуплексную связь на основе UART. В режиме ожидания, полетный контроллер и видеопередатчик, определяют вывод SmartAudio в качестве входа. Если полетный контроллер хочет передать команду видеопередатчику, он определяет разъем СмартАудио как выход и начинает по нему отправлять команды. После отправки, ПК определяет разъем уже как вход и ждет ответа видеопередатчика. То есть, этот канал работает как шлюз, меняя направление. Причем видеопередатчик отвечает только по запросу полетного контроллера, сам он ничего первым делать не начнет.

Команды

Команд может быть всего 5:

  • GET​ ​SETTINGS;
  • SET​ ​POWER;
  • SET​ ​CHANNEL;
  • SET​ ​FREQUENCY;
  • SET​ ​OPERATION​ ​MODE (только для у SmartAudio V2).

В итоге, вы сможете управлять — мощностью, каналами, частотой, а также устанавливать режим работы.

Лицензия

TBS (Team Black Sheep) не распространяют бесплатно свою технологию и берут за нее лицензионный сбор у тех, кто хочет на этом заработать. Те, кто покупает лицензию, получают защитный логотип на товар и упаковку. Однако, мы никогда не видели такой логотип на видеопередатчиках и коробках этот логотип и не слышали, чтобы кто-то платил за лицензию команде TBS.

Как соединить полетный контроллер с видеопередатчиком для использования SmartAudio

Как уже упоминалось, чтобы иметь возможность использовать функции СмартАудио, вам необходимо подключить вывод SmartXAudio видеопередатчика (VTX) к выводу TX любого порта UART на полетном контроллере (FC).

Ниже пример подключения видеопередатчика Eachine VTX03S к плетному контроллеру Matek F405-AIO. Зеленый провод от видеопередатчика — это провод SmartAudio , который подключен к TX4 на полетном контроллере.

Но, вы можете подключиться к любому свободному TX UART и даже можете использовать любой порт SoftSerial для управления через СмартАудио.

Настройка SmartAudio в Betaflight

Единственное, что вам нужно будет сделать, это выбрать тип подключенного периферийного устройства (TBS SmartAudio) на вкладке «Ports». В нашем случае мы подключили СмартАудио к TX4 UART4.

Сохраняем и перезагружаем (жмем Save and reboot).

Команды SmartAudio в CLI (командная строк)

Начиная с версии Betaflight 3.3.0, вы можете управлять настройками VTX, выполняя команды CLI. Введите GET VTX или SET VTX на вкладке CLI, и вы увидите все текущие настройки VTX.

  1. vtx_band = #
    Допустимый диапазон: 0 — 5
  2. vtx_channel = #
    Допустимый диапазон: 1 — 8
  3. vtx_power = #
    Допустимый диапазон: 0 — 5
  4. vtx_low_power_disarm = ON | OFF
    Устанавливает самый низкий уровень мощности при снятии с охраны
  5. vtx_freq = ####
    Допустимый диапазон: 0 — 5999

Например, чтобы настроить видеопередатчик (VTX) для использования диапазона R и канала 3 (5737 МГц), введите в CLI следующее:

set vtx_band = 5
set vtx_channel = 3
save

Включение самой низкой мощности видеопередатчика при постановке на охрану (дизарминг)

Команда vtx_low_power_disarm может быть очень полезна для дронов и авиамоделей с мощными видеопередатчиками. Эта команда снижает выходную мощность видеопередатчика до минимальной (25mW), когда беспилотник стоит на охране (то есть вы прилетели, приземлились, выключили двигатели — это и есть постановка на охрану или дизарминг). Это предотвращает перегрев видеопередатчика, а также снижает энергопотребление.

Типичный пример — самолет-дальнолет с блоком GPS и мощным видеопередатчиком, который при включении должен постоять еще пару минут, чтобы поймать спутники. Здесь как раз нам и поможет эта функция, сэкономив заряд аккумулятора на это время.

Функция не сработает, если активируется функция FailSafe!

Betaflight OSD

Настраивать видеопередатчик можно и через OSD. Чтобы войти в меню управления, вам нужно переместить стик газа (слева) в середину и затем влево, а стик Yaw (справа) отклонить влево, а затем вверх. Все это делается, когда дрон стоит на охране (в режиме дизарминг).

Выберите «Features»:

Затем «VTX SA»:

Здесь вы можете поменять Band, Channel, Power output (полоса, канал, выходная мощность):

После внесенных изменений, нужно выбирать SET > YES:

Управление настройками видеопередатчика с помощью скрипта LUA

Для управления видеопередатчиком с помощью скрипта LUA, вам нужно настроить этот скрипт на пульте, который должен работать на OpenTX, а также, чтобы у квадрокоптера работала телеметрия SmartPort.

Настройку скрипта LUA рассмотрим отдельно и разместим здесь ссылку.

RCDetails Blog

О коптерах и не только

Обзор: AKK FX2, X2 and X2P — дешевые видеопередатчики со SmartAudio

В этом обзоре мы посмотрим на несколько новых видеопередатчиков от AKK, это доступные всем устройства со SmartAudio.

Если вдруг вы не знаете, что такое «SmartAudio», то это возможность менять настройки видеопередатчика в Betaflight OSD или прямо на экране Тараниса при помощи LUA скриптов.

Меняем настройки видеопередатчика при помощи OSD

Меняем настройки видеопередатчика прямо на Таранисе

Разные форм-факторы и разъемы

Фирма AKK уже выпустила несколько видеопередатчиков разных форм-факторов и с разными антенными разъемами. Некоторые из них поддерживают SmartAudio: X2, X2P и FX2. Это очень круто, потому что можно выбрать подходящий именно для вашей сборки.

Обновление (ноябрь 2017) — выпустили еще один передатчик — FX3, он похож на FX2, только меньшего размера и расстояние между монтажными отверстиями 20 на 20 мм, этого достигли ценой уменьшения максимальной выходной мощности, видимо он предназначен для мелких микро коптеров.

AKK FX2

Купить можно тут:

В комплекте с видеопередатчиком идет 10 см пигтейл RP-SMA на MMCX, кабели питания и сигнала, инструкция и несколько наклеек.

  • Поддержка SmartAudio
  • Выходная мощность: 25 мВт, 200 мВт, 500 мВт, 800 мВт
  • 5,8 ГГц, 48 каналов
  • Напряжение питания: 7 В — 24 В
  • Встроенный BEC: 5 В / 300 мА
  • Поддержка PitMode
  • Встроенный микрофон
  • Вес: 7,9 грамма (12,5 грамм с RP-SMA пигтейлом)
  • Размер: 36 х 36 х 5 мм
Читать еще:  Что такое Xposed Framework и как установить её на Android Lollipop

Удобно то, что этот передатчик можно разместить прямо над ПК или PDB, все благодаря расстоянию между монтажными отверстиями 30 х 30 мм.

FX2 имеет разъем антенны типа MMCX и пигтейл с разъемом RP-SMA.

Я очень рад, что AKK использует разъемы MMCX, т.к. с разъемами U.FL на передатчиках Unify Pro и Tramp довольно часто бывают проблемы. MMCX рассчитан на большее число циклов подключения/отключения, он более крепкий.

Мне бы хотелось, чтобы у пользователя была возможность выбрать RP-SMA или SMA для пигтейла, сейчас доступен только RP-SMA.

Мне очень понравился дизайн FX2.

В случае, если вы не можете использовать SmartAudio для изменения настроек, то настройки всё же можно менять, используя кнопку на корпусе.

Есть довольно информативный индикатор, так что вы легко сможете определить текущий канал, сетку и выходную мощность.

AKK X2

Купить этот видеопередатчик можно тут:

Характеристики почти такие же как у FX2, за исключением меньшего размера

  • Поддержка SmartAudio
  • Выходная мощность: 25 мВт, 200 мВт, 500 мВт, 800 мВт
  • 5,8 ГГц, 48 каналов
  • Напряжение питания: 7 В — 24 В
  • Встроенный BEC: 5 В / 300 мА
  • Поддержка PitMode
  • Встроенный микрофон
  • Вес: 7,3 грамма
  • Размер (платы): 30 х 20 х 8 мм
  • SMA разъем для антенны (но можно выбрать вариант с разъемом MMCX)

Кнопка и одноцифровой индикатор точно такие же, как в FX2.

AKK X2P

Купить можно тут:

Нет смысла детально описывать X2P, потому что это X2, но с SMA пигтейлом, думаю, что именно это и означает буква «P» в названии.

У пигтейла разъем SMA.

Длина примерно 6 см.

Звука нет…

Несмотря на то, что у всех этих видеопередатчиков имеются встроенные микрофоны, ни один из них, судя по моим тестам, не работал, в записи слышны только шумы. Не знаю, это сломанный микрофон или я сделал что-то неправильно, обновлю информацию позже, когда узнаю что-то у AKK.

SmartAudio

Могу подтвердить, что SmartAudio работает на всех 3-х передатчиках, как с помощью Betaflight OSD, так и с помощью LUA скриптов на Таранисе. Вот инструкция как настроить управление видеопередатчиком.

Кое-что я должен прояснить, протокол SmartAudio разработан в TBS, и на сколько мне известно у AKK нет лицензии на его использование. Я спросил об этом у AKK и вот их ответ:

Множество наших пользователей советовало, чтобы в этом году нашими передатчиками можно было управлять через последовательный порт, присылали описание протокола SmartAudio, и нам сказали, что он с открытым исходным кодом, но мы не слышали, чтобы TBS обладала патентом на него, но мы сделаем некоторые изменения в протоколе и сделаем собственную поддержку наших передатчиков в Betaflight OSD.

Я удивлен, что они не поискали подробную информацию о протоколе, который используют, и просто ссылаются на «пользователей».

Тестирование в полете

Скоро установлю эти передатчики на коптер и проверю их в полете, позже обновлю пост.

Что такое эквалайзер и как им пользоваться

Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.

В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:

  • Поправить звучание акустической системы или наушников.
  • Скорректировать недостатки комнаты, в которой расположена акустика.
  • Сделать более ясным звук старых или некачественных записей.
  • Подчеркнуть или затенить некоторые частоты по своему вкусу.

Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.

История эквалайзеров

Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.

Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.

Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.

Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.

Виды эквалайзеров

Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.

Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.

Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:

  1. Очень точно найти нужную частоту (параметр Frequency, измеряется в Герцах).
  2. Настроить ширину полосы (безразмерный параметр Q).
  3. Прибавить или убавить определенное количество децибел (параметр Gain).

Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.

Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре

Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.

Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.

Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.

В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.

Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.

Советы по настройке эквалайзера

Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.

Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.

Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.

В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:

  1. Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
  2. Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
  3. Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
  4. Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.
Читать еще:  Что такое Демо-режим в Сбербанк Онлайн?

Основные частоты инструментов и вокала

16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.

60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.

250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.

500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.

800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.

3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.

6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.

10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.

16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.

Эквалайзеры. Полное руководство

Что такое эквалайзер?

Эквалайзер или EQ — это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация — это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.

Хорошая эквализация — это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели.

Параметрический эквалайзер

Параметрический EQ и полу-параметрический EQ — самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).

Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона.

Что такое Q?

Q — отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота — фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q — это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.

Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.

Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).

Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон — примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок — звук более высокочастотный, в районе 2 — 5 кГц.

Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно — высокие и низкие значения Q).

Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака — в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную — на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана.

Полочный эквалайзер (shelving EQ)

Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров — высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.

НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом — пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже.

Что делать?

Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.

Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.

Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака — шикарная. Ваш следующий шаг — вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.

Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:

  • Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель — не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
  • Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
  • Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
  • Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.

Буст или не буст…

У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть «плохие» частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector